tolancop
13.11.2018, 12:20
Часть 1. Контроллер
На моем хэтче штатных подогревателей сидений не было. Для сугрева пользовался накидкой "Жара", нагревательные элементы которой прожили недолго и пришлось их заменять матами "Полярник-2". Подогревает накидка очень неплохо, но очень скоро начинает припекать. Отключение помогает бороться с перегревом пятой точки, но очень скоро она начинает подмерзать. Так и приходится постоянно отвлекаться на регулировку температуры. В комплектацию "Жары" входит переключатель, позволяющий уменьшить нагрев на 30%, но все равно 70% нагрев для меня многоват. К тому же болтающиеся провода и занятое гнездо прикуривателя энтузиазма не вызывают.
Осенью 2017 года один из активных пользователе Drive2.ru дал толчок в сторону сознания контроллера управления нагревателями сиденья. Весь процесс создания описывать смысла нет, но к осени 2018 результат был получен и контроллер начал эксплуатироваться на моем автомобиле.
Контроллер создавался как универсальное устройство, способное работать с нагревателями, имеющими различные параметры. Кроме того, в контроллер заложены некоторые дополнительные функции, повышающие удобство его использования. Настройка параметров контроллера "под себя" очень проста и производится (как и у всех моих поделок) не вставая с сиденья автомобиля. Управление контроллером осуществляется от 2-х позиционного слаботочного клавишного переключателя без фиксации положений (можно обойтись и кнопкой без фиксации). Состояние контроллера индицируется 3-мя светодиодами.
Контроллер построен на основе МК AtTiny25 c минимальным обвесом. Степень нагрева регулируется шириной подаваемых на нагреватель импульсов тока (ШИМ-регулятор). Частота ШИМ выбрана невысокой, около 60 Герц - для нагревателя из-за его большой инерционности частота роли не играет, а ключевым транзисторам полегче.
Параметры контроллера:
1. Количество уровней мощности на выходе - от 1 до 5 (по умолчанию 5) с возможностью настройки количества уровней.
2. Минимальный уровень мощности на выходе - от 30% до 80% (по умолчанию 50%) с возможностью настройки с шагом, зависящим от количества уровней мощности на выходе.
3. Длительность непрерывной работы с момента последнего управляющего воздействия (нажатия на клавишу) - от 10 до 30 минут (по умолчанию 20 минут) с возможностью настройки с шагом в 5 минут, либо неограниченная длительность работы.
4. Включение определенного уровня мощности подогрева после запуска двигателя, либо блокировка автоматического включения (по умолчанию - блокировка). Данная опция может оказаться полезной при автозапуске двигателя для прогрева. После запуска двигателя и достижения напряжения в бортсети определенной величины контроллер включит подогрев сиденья с заранее выбранным уровнем мощности, что в холодное время года позволит получить не только прогретый двигатель и салон перед поездкой, но и теплое сиденье. Если необходимости в подогреве нет (летом), то данную опцию можно отключить.
5. Контроль уровня напряжения в бортсети. Выдача контроллером мощности происходит только при напряжении в бортсети выше определенного предела. Это позволяет при запуске двигателя снизить нагрузку на аккумулятор, а также не допустит разряда аккумулятора в случае, если генератором вырабатывается напряжение ниже нормы. Если контроллер находится в режиме выдачи мощности, то при снижении напряжения в бортсети ниже нормы, выдача мощности прекращается и контроллером включается индикация в виде медленного, с периодичностью в 2 сек., моргания красным цветом. После восстановления напряжения до нормального уровня, контроллер возобновляет выдачу мощности и включает индикацию текущего режима.
Включение нагрева производится кратковременным нажатием на клавишу "-" или "+". Включение индицируется светодиодом. Для уменьшения (увеличения) выдаваемой мощности следует кратковременно нажать клавишу "-" ("+"). Изменение режима будет проиндицировано зажиганием соответствующего светодиода. Цветовая индикация в порядке убывани мощности: Красный-Зеленый-Голубой-Фиолетовый-Желтый. Для индикации применен RGB LED 5050, Фиолетовый и Желтый цвет получаются смешением RB и RG.
Настройка параметров производится включением зажигания при нажатой клавише "-". Удерживая клавишу в нажатом положении ожидается зажигание светодиода определенного цвета после чего клавиша отпускается (выбор настраиваемого параметра сделан) и вновь нажимается. Вновь ожидается зажигание светодиода определенного цвета, после чего клавиша повторно отпускается (выбор значения параметра сделан). Настойка производится соответственно таблице.
У меня на плате собран контроллер в 2-х канальном исполнении: для подогрева водительского сиденья и пассажирского. Каналы абсолютно одинаковы и работа их, как и настройка, друг от друга не зависит. Общее для каналов только узел питания и узел отслеживания бортового напряжения. Разводка платы выполнена таким образом, что число каналов на плате легко увеличить. Но при большом числе каналов придется принять меры по предотвращению перегрузки силовой части, поскольку входной клеммник более 10А не выдержит. Кроме того, примененная ИМС стабилизатора 75L05 имеет предельный выходной ток в 0,1А, т.ч. при большом числе каналов ее потребуется заменить на что-то более мощное.
Схема контроллера, внешний вид, разводка платы и т.д. приведены на миниатюрах.
Продолжение в следующем посте.
На моем хэтче штатных подогревателей сидений не было. Для сугрева пользовался накидкой "Жара", нагревательные элементы которой прожили недолго и пришлось их заменять матами "Полярник-2". Подогревает накидка очень неплохо, но очень скоро начинает припекать. Отключение помогает бороться с перегревом пятой точки, но очень скоро она начинает подмерзать. Так и приходится постоянно отвлекаться на регулировку температуры. В комплектацию "Жары" входит переключатель, позволяющий уменьшить нагрев на 30%, но все равно 70% нагрев для меня многоват. К тому же болтающиеся провода и занятое гнездо прикуривателя энтузиазма не вызывают.
Осенью 2017 года один из активных пользователе Drive2.ru дал толчок в сторону сознания контроллера управления нагревателями сиденья. Весь процесс создания описывать смысла нет, но к осени 2018 результат был получен и контроллер начал эксплуатироваться на моем автомобиле.
Контроллер создавался как универсальное устройство, способное работать с нагревателями, имеющими различные параметры. Кроме того, в контроллер заложены некоторые дополнительные функции, повышающие удобство его использования. Настройка параметров контроллера "под себя" очень проста и производится (как и у всех моих поделок) не вставая с сиденья автомобиля. Управление контроллером осуществляется от 2-х позиционного слаботочного клавишного переключателя без фиксации положений (можно обойтись и кнопкой без фиксации). Состояние контроллера индицируется 3-мя светодиодами.
Контроллер построен на основе МК AtTiny25 c минимальным обвесом. Степень нагрева регулируется шириной подаваемых на нагреватель импульсов тока (ШИМ-регулятор). Частота ШИМ выбрана невысокой, около 60 Герц - для нагревателя из-за его большой инерционности частота роли не играет, а ключевым транзисторам полегче.
Параметры контроллера:
1. Количество уровней мощности на выходе - от 1 до 5 (по умолчанию 5) с возможностью настройки количества уровней.
2. Минимальный уровень мощности на выходе - от 30% до 80% (по умолчанию 50%) с возможностью настройки с шагом, зависящим от количества уровней мощности на выходе.
3. Длительность непрерывной работы с момента последнего управляющего воздействия (нажатия на клавишу) - от 10 до 30 минут (по умолчанию 20 минут) с возможностью настройки с шагом в 5 минут, либо неограниченная длительность работы.
4. Включение определенного уровня мощности подогрева после запуска двигателя, либо блокировка автоматического включения (по умолчанию - блокировка). Данная опция может оказаться полезной при автозапуске двигателя для прогрева. После запуска двигателя и достижения напряжения в бортсети определенной величины контроллер включит подогрев сиденья с заранее выбранным уровнем мощности, что в холодное время года позволит получить не только прогретый двигатель и салон перед поездкой, но и теплое сиденье. Если необходимости в подогреве нет (летом), то данную опцию можно отключить.
5. Контроль уровня напряжения в бортсети. Выдача контроллером мощности происходит только при напряжении в бортсети выше определенного предела. Это позволяет при запуске двигателя снизить нагрузку на аккумулятор, а также не допустит разряда аккумулятора в случае, если генератором вырабатывается напряжение ниже нормы. Если контроллер находится в режиме выдачи мощности, то при снижении напряжения в бортсети ниже нормы, выдача мощности прекращается и контроллером включается индикация в виде медленного, с периодичностью в 2 сек., моргания красным цветом. После восстановления напряжения до нормального уровня, контроллер возобновляет выдачу мощности и включает индикацию текущего режима.
Включение нагрева производится кратковременным нажатием на клавишу "-" или "+". Включение индицируется светодиодом. Для уменьшения (увеличения) выдаваемой мощности следует кратковременно нажать клавишу "-" ("+"). Изменение режима будет проиндицировано зажиганием соответствующего светодиода. Цветовая индикация в порядке убывани мощности: Красный-Зеленый-Голубой-Фиолетовый-Желтый. Для индикации применен RGB LED 5050, Фиолетовый и Желтый цвет получаются смешением RB и RG.
Настройка параметров производится включением зажигания при нажатой клавише "-". Удерживая клавишу в нажатом положении ожидается зажигание светодиода определенного цвета после чего клавиша отпускается (выбор настраиваемого параметра сделан) и вновь нажимается. Вновь ожидается зажигание светодиода определенного цвета, после чего клавиша повторно отпускается (выбор значения параметра сделан). Настойка производится соответственно таблице.
У меня на плате собран контроллер в 2-х канальном исполнении: для подогрева водительского сиденья и пассажирского. Каналы абсолютно одинаковы и работа их, как и настройка, друг от друга не зависит. Общее для каналов только узел питания и узел отслеживания бортового напряжения. Разводка платы выполнена таким образом, что число каналов на плате легко увеличить. Но при большом числе каналов придется принять меры по предотвращению перегрузки силовой части, поскольку входной клеммник более 10А не выдержит. Кроме того, примененная ИМС стабилизатора 75L05 имеет предельный выходной ток в 0,1А, т.ч. при большом числе каналов ее потребуется заменить на что-то более мощное.
Схема контроллера, внешний вид, разводка платы и т.д. приведены на миниатюрах.
Продолжение в следующем посте.